СМИ о Банке

5 февраля 2016 года
http://www.zr.ru/content/articles/844155-lgotnye-avtokredity-novye-vygody-i-nepredvidennye-rasxody/?page=1

Льготные автокредиты: новые выгоды и непредвиденные расходы

Программа льготного автокредитования, которая уже не первый год приходит на помощь российскому авторынку, претерпела очередную перезагрузку. Наконец-то, повышен ценовой барьер для участвующих в госпрограмме автомобилей, хотя с учетом недавнего роста цен на выборе моделей это практически не сказалось. Кроме того, изменился расчет финансовых условий по льготным автокредитам, из-за чего заемщикам теперь придется платить с них подоходный налог.

Больше не драйвер: почему кредиты не заводят авторынок

Автокредиты не спешат дешеветь вслед за снижением ключевой ставки Центробанка, а напротив, недавно даже немного подорожали. При таких процентных ставках потребители готовы брать кредиты на покупку машины лишь с субсидией от государства либо по фирменным программам автопроизводителей. А многие россияне и вовсе решили отказаться от банковских займов, предпочтя приобрести более дешевый автомобиль, на который удалось накопить или занять у знакомых.

Российские власти продлили действие программ стимулирования спроса на авторынке, который пока не показывает признаков восстановления. Одной из наиболее востребованных мер господдержки стали льготные автокредиты, ведь сегодня все меньше потребителей могут позволить себе купить автомобиль за наличные, а без субсидии от государства кредит для них был бы не по карману. При этом в 2016 году Минпромторг обновил условия данной программы, которая теперь распространяется на автомобили не только текущего года выпуска, но и прошлого, 2015-го. По словам участников рынка, это поможет дилерам быстрее распродать прошлогодние остатки.

А главным изменением стало повышение ценового барьера для автомобилей, участвующих в госпрограмме, — с 1 млн рублей в 2015 году до 1 млн 150 тыс. рублей. Напомним, льготные автокредиты выдаются только на покупку машин российского производства, в том числе иностранных марок. В остальном условия программы остались прежними: государство субсидирует две трети ключевой ставки ЦБ (в настоящее время — 11%), первоначальный взнос составляет не менее 20% стоимости автомобиля, срок кредита — до трех лет.

«Цены стремительно растут, и повышение максимальной стоимости автомобиля, который может быть куплен с привлечением субсидированного кредита, до 1,15 млн рублей — это лишь индексация суммы с учетом инфляции. Большинство кроссоверов как не попадали под действие программы, так и останутся за ее рамками, а в сегменте SUV спад продаж весьма значительный, — говорит исполнительный директор компании „Рольф“ Виталий Павловский. — В то же время для более доступных автомобилей программа вновь станет палочкой-выручалочкой, на которой держатся продажи. А с расширением ценового диапазона автомобилей, на которые программа не распространяется, до 1,5 млн рублей ее эффект мог бы стать еще заметнее».

С повышением ценовой планки до 1,15 млн рублей выбор автомобилей в рамках госпрограммы расширился за счет таких моделей, как Kia Optima, Hyundai i40, Ford Mondeo, Ford Kuga, а также более богатых комплектаций Kia Sportage, Skoda Octavia, Volkswagen Jetta, перечисляет директор управления розничных продаж «Сетелем Банка» Дмитрий Мольков. Однако, по его мнению, вряд ли стоит ожидать существенного перераспределения сил, поскольку основные продажи по льготным автокредитам происходят в сегменте до 800 тыс. рублей.

Между тем рост цен на автомобили в начале года уже заставил покупателей брать в кредит больше денег. К примеру, в «Русфинанс Банке» средняя стоимость кредита и автомобиля повысилась на 3% в сравнении с прошлым годом. При этом наибольшим спросом по субсидируемым кредитам пользуются автомобили марок Kia, Hyundai, Lada, Renault, Volkswagen и Ford, а в модельном зачете лидируют Kia Rio, Hyundai Solaris, Lada Granta, Lada Largus и Kia cee’d, гласят данные банков — участников программы.

«Поскольку речь идет все же о массовом сегменте рынка, в котором потребительские свойства автомобилей довольно близки, мы наблюдаем возрастающую роль влияния условий по кредиту на решения потребителей при выборе той или иной марки, — рассказывает Дмитрий Мольков. — Многие автопроизводители в сотрудничестве с банками улучшают базовые условия госпрограммы для своих клиентов. Например, автомобили Hyundai/Kia возможно приобрести по ставке 7,9% непосредственно в кредитном договоре на три года, что существенно лучше типовых условий по госпрограмме. Поэтому можно сказать, что госпрограмма не только поддерживает рынок, но и стимулирует банки и автопроизводителей дополнительно улучшать условия приобретения автомобилей для клиентов».

Налог на льготу

Однако выгодные условия по автокредитам теперь могут обернуться для заемщиков дополнительными затратами. Дело в том, что с 1 января 2016 года Центробанк уравнял ставку рефинансирования с ключевой, в результате чего минимальная ставка по автокредитам, не попадающая под налогообложение, выросла с 5,5 до 7,33%. В свою очередь, это решение повлекло налоговые последствия для заемщиков, которые имеют льготные автокредиты или получат их в будущем. В случае, если размер ставки в кредитном договоре ниже «пороговой величины» в 7,33%, то у заемщиков возникает материальная выгода, а она должна облагаться 13-процентным налогом на доходы физических лиц.

Как поясняет Дмитрий Мольков, подоходный налог будет начисляться с разницы в процентах между ставкой 7,33% и фактической ставкой в кредитном договоре клиента. «По нашим расчетам, сумма налога для большинства таких заемщиков составит 200−500 рублей за год. Сама по себе ситуация неприятная для клиентов и банков, так как у заемщика возникают некие неожиданные обязательства, которые им не предполагались на момент заключения кредитного договора», — сетует он.

Впрочем, на популярность госпрограммы среди заемщиков это существенно не повлияет, полагает заместитель председателя правления «Меткомбанка» Алексей Казак. Ведь налоговый платеж все равно будет меньше выплачиваемых процентов по обычным автокредитам, без льготы от государства.

Программа льготного автокредитования, которая уже не первый год приходит на помощь российскому авторынку, претерпела очередную перезагрузку. Наконец-то, повышен ценовой барьер для участвующих в госпрограмме автомобилей, хотя с учетом недавнего роста цен на выборе моделей это практически не сказалось. Кроме того, изменился расчет финансовых условий по льготным автокредитам, из-за чего заемщикам теперь придется платить с них подоходный налог.

В 2016 году на субсидирование автокредитования правительство выделило 2,3 млрд рублей, еще 9,9 млрд рублей будет направлено на компенсации банкам по льготным кредитам, выданным в 2013 и 2015 годах. По оценкам кредитных организаций, бюджет госпрограммы позволит реализовать по ней примерно столько же автомобилей, сколько и в прошлом году — более 240 тысяч машин. При этом банкиры не исключают, что автокредитов со скидкой от государства может хватить лишь до осени, однако рассчитывают на дальнейшее продление программы.

По словам Алексея Казака, на размер возмещения субсидий прямо пропорционально влияет значение ключевой ставки ЦБ России, поскольку возмещение по каждому автокредиту составляет две трети ключевой ставки. В то же время срок реализации программы будет зависеть от потребительского спроса на автомобильном рынке. «Исходя из необходимости поддержать производство автомобилей на уровне не ниже 2015 года, мы надеемся, что Минпромторг России оставит программу до конца 2016 года и выдаст в ее рамках не менее 300−320 тысяч льготных автокредитов», — говорит Алексей Казак.

Заемщики выстроились в очередь

Кстати, в прошлом году количество выданных в рамках госпрограммы кредитов оказалось значительно меньше поступивших на них заявок. Так, банки выдали 243 тыс. льготных автокредитов, а заявок приняли почти в четыре раза больше. Таким образом, часть претендентов на субсидируемый государством кредит смогут получить его уже в этом году, однако около половины заявок были отклонены.

«В начале 2015 года банки пересмотрели свои риски в оценке потенциальных заемщиков, постепенно улучшая требования в течение года. «Но здесь стоит отметить и тот факт, что в целом портрет заемщика ухудшился в 2015 году. Эти два фактора не позволили удовлетворить большее количество заявок», — рассказал директор по развитию автокредитования «Локо-Банка» Андрей Ермаков. По его мнению, в 2016 году банкам будет вполне под силу одобрить большее количество заявок по госпрограмме.

Впрочем, реальных претендентов на льготный автокредит на самом деле может быть меньше, чем показывает статистика. Дело в том, что заемщики часто подают заявки сразу в несколько банков и впоследствии выбирают наиболее удобные условия, поясняет начальник отдела разработки продуктов департамента автокредитования «Русфинанс Банка» Алексей Бессонов.

Российский авторынок — 2015: упасть и не отжаться

Кризис на российском авторынке длится уже несколько лет, однако в уходящем году он достиг своего апогея. От падения спроса не смогли удержаться ни популярные вседорожники, ни даже автомобили премиум-класса. Виной тому — сокращение доходов россиян на фоне роста цен, поэтому ждать восстановления продаж новых машин можно только с улучшением экономической ситуации в стране.

Автокредиты набирают обороты

В целом госпрограмма значительно подстегнула рынок автокредитования в прошлом году. Если в первом квартале, до ее запуска, в кредит продавалось лишь 22% новых автомобилей, то по итогам 2015 года эта доля достигла 37,1%, гласят данные Национального бюро кредитных историй. Всего в прошлом году банки выдали 485,3 тыс. автокредитов (-41%), при этом доля кредитных продаж на авторынке выросла на 1,9% по сравнению с 2014 годом. Как считают аналитики, благодаря сохранению господдержки эта тенденция в 2016 году может усилиться.

«Сегодня все меньше покупателей может себе позволить при покупке автомобиля сразу заплатить всю сумму. Значит, потребность в автокредитах у покупателей растет, но высокие процентные ставки их пугают. В связи с этим программа субсидирования автокредитов — это наиболее гибкий и эффективный инструмент для стимулирования спроса», — считает Виталий Павловский.

Максимальный эффект от программы наблюдался в первые три месяца с момента ее запуска в апреле прошлого года, а сейчас можно говорить о стабилизации спроса на льготные кредиты, говорит Алексей Бессонов. По его мнению, эффективность программы повысит расширение ее условий, к примеру: увеличение срока кредита, расширение диапазона стоимости авто и т. д. «С учетом планируемых изменений стоимости автомобилей на рынке более эффективным было бы повышение планки максимальной стоимости до 1,5 млн рублей», — отмечает он.

19 января 2016 года

Меткомбанк по итогам 2015 года оформил более 13 тысяч льготных автокредитов и планирует увеличить данный показатель в 2016 году. Об этом заявил заместитель председателя правления Меткомбанка Алексей Казак, программа льготного автокредитования, стартовавшая в апреле 2015 года, стала одним из основных драйверов, поддержавших автомобильный рынок России. Благодаря программе более 240 тысяч покупателей приобрели новый автомобиль в кредит по льготной процентной ставке.

С 1 января 2016 года Меткомбанк возобновил оформление льготных автокредитов на специальных условиях в рамках участия в государственной программе поддержки льготного автокредитования, стартовавшей 1 апреля 2015 года и продленной в 2016 году по инициативе Минпромторга и при поддержке правительства РФ.

Льготный автокредит предоставляется по ставке от 8,67% до 13,17% годовых при покупке нового автомобиля стоимостью не более 1 млн 150 тысяч рублей. Первоначальный взнос должен составлять не менее 20% от стоимости автомобиля, максимальный срок действия кредитного договора — три года. Кредит выдается в рублях.

18 января 2016 года

https://bank.yuga.ru/pages/metkom/news/7997042.html

С 1 января 2016 года Меткомбанк возобновил оформление льготных автокредитов на специальных условиях в рамках участия в Государственной программе поддержки льготного автокредитования, стартовавшей 1 апреля 2015 года и продленной в 2016 году по инициативе Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и при поддержке Правительства РФ.

Льготный автокредит предоставляется по ставке от 8,67% до 13,17% годовых при покупке нового автомобиля стоимостью не более 1 млн 150 тыс. рублей. Первоначальный взнос должен составлять не менее 20% от стоимости автомобиля, максимальный срок действия кредитного договора — три года. Кредит выдается в рублях.

Оформить льготный кредит можно как в офисах банка, так и в автосалонах. Партнерская сеть Банка состоит из нескольких сотен автодилеров и более 20 страховых компаний. Офисы Меткомбанка открыты более чем в 25 городах России. Являясь одним из лидеров рынка автокредитования России, Меткомбанк входит в ТОП-10 банков по объему выданных автокредитов физическим лицам в 1 2015 году.

«Программа льготного автокредитования, стартовавшая в апреле 2015 года, стала одним из основных драйверов, поддержавших автомобильный рынок России. Благодаря программе более 240 тысяч покупателей приобрели новый автомобиль в кредит по льготной процентной ставке. Меткомбанк оформил более 13 тысяч льготных автокредитов, и мы планируем увеличить данный показатель в 2016 году. Банк благодарит Министерство промышленности и торговли, а также Правительство Российской Федерации за своевременные и крайне актуальные решения в области авторитейла», — отмечает Алексей Казак, Заместитель Председателя Правления Меткомбанка.

16 февраля 2016 года

http://www.banki.ru/news/lenta/?id=8687392

Меткомбанк запустил специальное предложение Subaru Finance на покупку новых автомобилей Subaru у официальных дилеров. Ставка по программе варьируется от 17,7% до 21,7% годовых — в зависимости от величины первоначального взноса и пакета документов, предоставляемого клиентом.

«Преимуществами программы являются довольно крупная сумма кредита — до 4,9 миллиона рублей и длительный срок — до шести лет», — отмечает эксперт по кредитным продуктам Банки.ру Анастасия Белик.

Получение займа возможно без первоначального взноса, однако для индивидуальных предпринимателей минимальная доля собственных средств составляет 30% стоимости приобретаемого ТС.

При оплате клиентом более 15% стоимости автомобиля за свой счет допускается отсутствие полиса каско, при этом ставка увеличится на 3 процентных пункта. В случае оформления личного страхования ставка будет ниже на 1,5 п. п.

Комиссия за рассмотрение, обслуживание или выдачу кредита не взимается.

Указанные условия и ставки действуют для новых заемщиков банка, то есть для тех, кто не относится к льготным категориям (зарплатные и корпоративные клиенты, те, у кого есть положительная кредитная история в данном банке, вкладчики и др.).

17 февраля 2016 года

http://www.autostat.ru/news/24969/

На субсидируемые государством автокредиты приходится более 60% в общем количестве автокредитов, выданных Меткомбанком за период действия госпрограммы. Об этом агентству «АВТОСТАТ» сообщил заместитель председателя правления Меткомбанка Алексей Казак, уточнив, что в прошлом году Меткомбанк оформил более 13 тысяч льготных автокредитов, и в 2016 году планируется увеличить этот показатель.

«Если говорить про востребованность программы на рынке, то мы ожидаем таких же показателей, как и в 2015 году, не исключая рост доли продаж автомобилей за счет госпрограммы. Для примера, доля автокредитов, попадающих под государственную субсидию, выданных Меткомбанком по итогам трех кварталов 2015 года, составила почти 64% по количеству», — рассказал Алексей Казак. По его мнению, для повышения эффективности госпрограммы можно обсуждать такие ее изменения как сумма первоначального взноса, срок кредита, возможность включения в тело кредита полиса КАСКО и т. д.

Самыми популярными марками автомобилей, продаваемых в рамках госпрограммы в Меткомбанке, являются LADA, Hyundai, Renault, KIA и Chevrolet. Как отмечает Алексей Казак, в стратегии каждого крупного банка присутствует такое понятие как «целевой» клиент. «Стратегия Меткомбанка направлена на работу с клиентами среднего уровня. Мы постоянно модернизируем наши ценовые и продуктовые предложения, тем самым формируя необходимый спрос со стороны потребителей», — говорит он.

Напомним, в рамках продленной в 2016 году госпрограммы Меткомбанк предоставляет льготные автокредиты по ставке от 9,17% до 13,17% годовых при покупке нового автомобиля стоимостью не более 1 млн 150 тысяч рублей. Первоначальный взнос должен составлять не менее 20% от стоимости автомобиля, максимальный срок действия кредитного договора — три года. Кредит выдается в рублях. По мнению Алексея Казака, основные потребители обновленной программы останутся те же, что и были в 2015 году: АВТОВАЗ, GM-АВТОВАЗ, ГАЗ, УАЗ, а также автоконцерны Hyundai/KIA, Renault-Nissan, Volkswagen/Skoda. «Государственная программа поддержки льготного автокредитования является драйвером не только продаж автокредитов, но и авторитейла России в целом», — отметил он.

21 апреля 2016 года

В отличие от развитых рынков, где львиная доля автомобилей продается в кредит, в России автокредиты вполне обоснованно считаются выкачкой денег. Как показывают соцопросы, россияне не хотят переплачивать по банковским займам при покупке машины, но при нынешних ценах собственных накоплений им не хватает. Сегодня и подержанный автомобиль многим оказался не по карману, в связи с чем банки устремились на вторичный авторынок.

Постновогодний синдром авторынка

Несмотря на продолжающееся падение продаж новых автомобилей, рынок автокредитования активно растет. Согласно данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), за первый квартал 2016 года в кредит было продано 100,1 тыс. машин — на 65,7% больше, чем годом ранее. В результате доля кредитных автомобилей на рынке составила 37,3%, увеличившись на 15,3 процентных пункта к январю-марту прошлого года, когда госпрограмма льготного автокредитования еще не действовала. По сравнению же с 2015 годом в целом, этот показатель не изменился — за весь прошлый год в кредит было реализовано 37,1% новых автомобилей. Впрочем, еще по итогам января-февраля нынешнего года эта доля была несколько меньше — 33,2%, хотя в количественном выражении выдача автокредитов выросла вдвое к первым двум месяцам 2015 года.

По словам старшего вице-президента, директора департамента автобизнеса ВТБ24 Алексея Токарева, снижение доли кредитных машин в январе-феврале объясняется сезонным фактором и ростом доли корпоративных продаж — в основном, за счет крупных контрактов.

«Если посмотреть на ситуацию последних 3−4 лет, в первые два месяца года всегда наблюдается меньшая активность клиентов, приобретающих автомобили в кредит. Это месяцы так называемых „кэшовых“ клиентов, которые откладывали покупку с целью получения скидки на автомобили предыдущего года выпуска, — комментирует начальник управления продуктовой политики департамента автокредитования „Русфинанс Банка“ Алексей Бородавин. — Кроме того, во многих организациях на период декабрь-февраль приходится время выплаты полугодовых/годовых бонусов, к которым приурочиваются крупные приобретения, в том числе автомобиль».

Не попасть в долговую яму

Между тем последние социологические исследования показывают, что желающих приобрести новый автомобиль становится все больше, однако в массе своей потенциальные покупатели предпочитают сделать это на собственные средства, не обременяя себя кредитными обязательствами. Так, согласно недавнему опросу, проведенному Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ), доля россиян, которые в ближайшие три года планируют купить автомобиль, выросла за год с 14 до 23%, достигнув максимального значения за последние пять лет. При этом 73% из них рассчитывают купить машину на собственные накопления, хотя еще в 2014 году так планировали сделать лишь 27% респондентов. Однако возможность взять автокредит россияне рассматривают все реже: за последний год доля потенциальных заемщиков сократилась почти в два раза — с 25 до 13%. По данным опроса, россияне стали массово отказываться от автокредитов, прежде всего, из-за величины суммы переплаты или из-за высокой процентной ставки. Такой ответ дали 49% респондентов против 22% годом ранее. Еще 28% участников опроса заявили, что им не нравится жить в долг, а 19% не нуждаются в автокредитах в принципе. В то же время каждый десятый признался, что не имеет достаточного дохода для осуществления выплат по банковскому кредиту. Стоит также отметить, что доля участников исследования, рассчитывающих для покупки автомобиля взять деньги в долг у друзей и родственников, за последние годы практически не меняется, составляя от 5 до 12%.

Как отмечает директор розничного бизнеса «МС Банк Рус» Андрей Коченков, ставки банков существенно выросли в начале 2015 года и до сих пор остаются высокими. Государственная программа льготного автокредитования существенно поддержала рынок, но только для автомобилей стоимостью до 1,15 млн рублей, а те клиенты, которые рассматривают покупку более дорогой модели, не могли не заметить повышения стоимости кредита. В свою очередь, руководитель департамента розничного кредитования банка «Уралсиб» Наиль Карабаев считает, что снижение стоимости кредитов к психологически важным отметкам — порядка 15% годовых без госпрограммы — будет хорошим стимулом для восстановления спроса. Однако это в большей степени зависит от макроэкономических условий, чем от действий автопроизводителей и кредитных организаций.

Также падение востребованности в кредитовании вызвано снижением покупательской способности и неуверенностью потребителей в завтрашнем дне, добавляет директор по развитию автокредитования «Локо-Банка» Андрей Ермаков.

«Кризисный период, как правило, наиболее сильно отражается на категориях населения с низкими и средними доходами, которые и составляют основную массу заемщиков. В сложные времена они меняют свое потребительское поведение, стараясь не влезать в долги», — соглашается Наиль Карабаев. При этом, по его словам, практически все банки ужесточают свою кредитную политику и требования к клиентам, а потому одобряют меньше кредитов.

Где взять денег на машину?

Эксперты выяснили, откуда россияне берут деньги на покупку новых автомобилей, и оказалось, что источники финансирования различаются в зависимости от региона. Так, к покупке машины за наличные больше всего тяготеют жители Москвы (69,3% респондентов) и меньше всего — в Санкт-Петербурге (59,2%), говорится в исследовании агентства «Автостат». По словам исполнительного директора компании «Рольф» Виталия Павловского, доля продаж в кредит в северной столице исторически выше, чем в Москве. В то же время столичных жителей отличает более высокий уровень благосостояния, и они чаще могут себе позволить покупку за наличные. К тому же на московском рынке конкуренция за клиента значительно выше, здесь множество крупных дилеров с большими объемами продаж, которые могут предложить более доступные цены по сравнению с региональными дилерами, добавляет Андрей Коченков. А вот в менее развитых регионах, где средний уровень дохода не позволяет населению создавать существенные накопления, автокредитование пользуется огромным спросом и является практически единственным способом приобрести автомобиль, констатирует заместитель председателя правления «Меткомбанка» Алексей Казак.

Любопытно, что в Петербурге больше всего тех, кто готов взять на покупку машины классический автокредит (46,1%). Также петербуржцы наиболее склонны воспользоваться лизингом для физических лиц и автокредитом с остаточным платежом (порядка 13% по каждому варианту). «Лизинг и кредиты с остаточным платежом обычно имеют более привлекательные условия по стоимости, однако представляют собой довольно сложные для восприятия кредитные продукты. Это особенность кредитного поведения именно в Санкт-Петербурге, где всегда складывалась своя особая культура кредитного рынка», — отмечает Наиль Карабаев.

Между тем потребительский кредит более востребован в провинции (19,5%). Для сравнения, в Москве желающих им воспользоваться для покупки автомобиля оказалось 5,2%, в Петербурге — 7,8%. Как поясняет Алексей Токарев, в регионах уровень благосостояния ниже, поэтому заемщики предпочитают оформлять потребительский кредит, процентная ставка по которому хоть и выше по сравнению с автокредитами, но его оформление не требует «первичных» затрат для покупки автомобиля: уплаты первоначального взноса и оформления полиса каско, которые зачастую необходимы для оформления автокредита. Кроме того, в регионах, как правило, есть активные банковские игроки на рынке зарплатных проектов, предлагающие их участникам интересные условия с точки зрения потребительского кредитования, добавляет Алексей Бородавин.

Автокредиты с пробегом

Кстати, автомобили с пробегом чаще покупают за наличные деньги, чем новые машины (76,7 против 67,4%). По мнению Алексея Токарева, это объясняется, прежде всего, ценой автомобиля: подержанные машины существенно дешевле новых, поэтому и доля клиентов, покупающих авто с пробегом за счет собственных средств, выше.

При этом взять классический автокредит на покупку подержанного автомобиля планируют всего 4,2% потребителей, тогда как новую машину приобрести таким способом намерены 26,5% участников опроса. Зато воспользоваться потребительским кредитом готовы 19,4% потенциальных покупателей автомобилей с пробегом, а на рынке новых машин таких желающих чуть меньше — 16,7%. «Для автомобилей с пробегом ставки по автокредитам значительно выше, чем для новых автомобилей. Второй камень преткновения — требование оформить полис каско, который для автомобиля с пробегом будет стоить существенно дороже относительно цены транспортного средства, чем для нового автомобиля. Это отпугивает многих покупателей, — рассуждает Виталий Павловский. — Если говорить о покупке автомобиля с пробегом с рук или у перекупщиков, то под вопросом сама возможность сделки с привлечением кредита. Для их клиентов потребительский кредит, несмотря на высокие ставки, остается единственно возможным вариантом».

Между тем автопроизводители и крупные дилерские холдинги с недавних пор стали развивать кредитование автомобилей с пробегом, ведь спрос на такие машины остается стабильным, а сам вторичный авторынок более чем в 3 раза превосходит сегмент новых авто. Как правило, специальные кредитные программы предполагают сниженную ставку по кредиту и льготные условия страхования по каско — автомобиль можно застраховать только от угона и полной конструктивной гибели.

Как считает Андрей Коченков, этот сегмент рынка определенно имеет наибольший потенциал роста на сегодняшний день, что связано это со значительным ростом цен на новые автомобили. По данным «МС Банк Рус», который начал кредитовать автомобили с пробегом в начале 2016 года, уже в апреле доля таких кредитов достигла почти 20% в общем объеме. Другой кэптивный банк — «Банк ПСА Финанс Рус» — также недавно запустил собственную кредитную программу для покупателей автомобилей с пробегом, разработанную совместно с брендами и дилерами сети Peugeot Citroen.

Клиентам Blue Fish, подразделения ГК «Рольф» по продаже автомобилей с пробегом, с января этого года доступна программа кредитования автомобилей с пробегом Rolf Select. По словам Виталия Павловского, на сегодняшний день доля продаж автомобилей с пробегом в кредит у официальных дилеров в среднем составляет 10−12%, и, несомненно, она будет расти. При этом темпы ее роста обусловлены, прежде всего, снижением процентных ставок, а также смягчением требований к заемщику и возрасту автомобиля.

«Интерес дилеров к рынку автомобилей с пробегом связан с ростом его популярности. В условиях сокращения личных доходов и роста стоимости новых автомобилей покупатели все чаще рассматривают приобретение подержанной машины. Покупка автомобиля с пробегом у официального дилера позволяет клиенту получить гарантированное качество и юридическую чистоту автомобиля. Для дилеров продажа автомобилей с пробегом является высокомаржинальным бизнесом, и мы прогнозируем существенный рост данного сегмента. В настоящее время доля кредитных продаж не превышает 10%, но динамика последних двух лет свидетельствует о том, что данный показатель будет существенно расти», — считает Алексей Казак.

22 апреля 2016 года

В «Меткомбанке» около 60% кредитов выдаются по государственной программе льготного автокредитования. Об этом агентству «АВТОСТАТ» сообщил заместитель председателя правления Меткомбанка Алексей Казак, отметив, что пролонгация программы, а также сохранение тренда по снижению ключевой ставки будут способствовать росту востребованности автомобильных кредитов в 2016 году.

«Одним из главных изменений параметров государственной программы субсидирования в этом году является увеличение максимальной суммы кредита до 1,15 млн рублей, что частично компенсировало рост цен на автомобили, попадающие под действие программы. В совокупности с низкой ставкой условия программы достаточно привлекательны и востребованы широкой аудиторией. Средняя процентная ставка по льготным кредитам составляет около 10% годовых», — говорит Алексей Казак.

Напомним, в рамках продленной в 2016 году госпрограммы Меткомбанк предоставляет льготные автокредиты по ставке от 9,17% годовых при покупке нового автомобиля стоимостью не более 1 млн 150 тысяч рублей. Первоначальный взнос должен составлять не менее 20% от стоимости автомобиля, максимальный срок действия кредитного договора — три года. Кредит выдается в рублях.

16 мая 2016 года

http://kommersant.ru/doc/2973773

Автокредиты подешевели, банки снизили требования к заемщикам и даже не настаивают на покупке каско. Все это в сочетании с госпрограммой льготного автокредитования позволило на две трети увеличить по сравнению с прошлым годом количество машин, проданных в кредит.

Перед майскими праздниками Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) подсчитало, что по итогам первого квартала 2016 года на авторынке резко увеличилось число автомобилей, купленных в кредит: по сравнению с аналогичным периодом 2015-го рост составил 65,7%. Увеличение продаж в рублях не столь впечатляющее, хотя тоже более чем достойное: объем выданных автокредитов в первом квартале вырос на 38% — до 59,6 млрд руб. против прошлогодних 37,3 млрд руб. Более того, в январе-феврале объем выдачи автокредитов превысил показатели 2015 года на 88% и 87% соответственно.

Правда, это не говорит о восстановлении отечественного авторынка, который закончил 2015 год падением на 35,7%. По статистике АЕБ, в первом квартале этого года производители продали на 16,8% легковых и легких коммерческих автомобилей меньше, чем за тот же период прошлого года (318,9 тыс. против 383,7 тыс. годом ранее). То есть снижение продаж автомобилей продолжается.

Цены едут, едут

Любопытно, что, если верить соцопросам, картина должна быть совсем другой: согласно мартовскому опросу Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), число желающих купить машину за последний год заметно выросло — с 14% до 23%, и это максимум за последние пять лет. А вот число тех, кто готов ради этой покупки влезть в кредит, наоборот, сильно поубавилось (13% против 25% в 2015 году).

Тем не менее машин продается меньше, а автокредитов выдается больше. «Рост продаж автомобилей в кредит в первом квартале 2016 года по сравнению с первым кварталом 2015-го обусловлен действием Государственной программы льготного автокредитования: в 2015 году в первом квартале госпрограммы не было, а в этом году — есть», — говорит директор управления розничных продаж департамента автокредитования Сетелем-банка Дмитрий Мольков. «Динамика выдач автокредитов принципиально отличная, однако она не позволяет говорить о буме кредитования, так как рынок в первом квартале прошлого года был в стрессовом состоянии», — добавляет старший вице-президент ВТБ24 Алексей Токарев.

Суть льготной программы заключается в том, что государство субсидирует две трети ключевой ставки ЦБ, а автокредиты выдаются на покупку машин российского производства, в том числе иностранных марок. Условия вполне либеральные: первоначальный взнос составляет не менее 20% от стоимости автомобиля, а срок кредита — до трех лет. Причем в этом году максимальная стоимость автомобиля, подпадающего под действие госпрограммы, была еще и повышена с 1 млн руб. до 1,15 млн руб. (то есть фактически проиндексирована на уровень инфляции). В результате сегодня можно взять машину в кредит по ставкам от 7,7% годовых (Русфинанс-банк).

Но и без учета госпрограммы весь прошлый год процентные ставки по автокредитам планомерно снижались вслед за ключевой ставкой ЦБ. «Если в марте 2015 года средняя ставка составляла 22%, то в марте 2016-го — уже 15%. Надо отметить, что сейчас средняя ставка по автокредиту даже ниже, чем в докризисном 2014 году: тогда она составляла 15,5%», — отмечает директор по развитию продуктов Объединенного кредитного бюро Александр Ахломов.

Одно плохо: пока ставки по автокредитам снижались, росли цены на автомобили. Авторынок вообще оказался первым, кто отреагировал на резкое падение рубля. Повышение цен производителей уже заметно сказалось на средней сумме выданного кредита. «В первом квартале 2015 года она составляла 650 тыс. руб., а в первом квартале 2016-го — уже 717 тыс. руб.», — говорит Александр Ахломов.

Но есть и хорошие новости: кризис заставил россиян подходить к покупке автомобиля гораздо рациональнее, чем раньше. «Многие клиенты не готовы тратить на покупку машины дополнительные средства, они стремятся уложиться в бюджет, который для многих покупателей остался на докризисном уровне: неплохо укомплектованный автомобиль можно купить за 700−750 тыс. руб. Но если до кризиса в этот бюджет укладывалась машина С-сегмента, то сейчас это только сегмент В», — рассказывает директор по связям с общественностью компании Nissan Роман Скольский. По его словам, на рынке в целом произошло смещение спроса покупателей в сторону более доступных автомобилей B-класса и существенное падение доли С-сегмента (последний пострадал сильнее всех).

Но на ценовой политике автопроизводителей это никак не отразилось: как они повышали цены в течение прошлого года, так и продолжают повышать. Так, согласно оценкам аналитического агентства «Автостат», за последние две недели апреля цены на автомобили подняли сразу 11 брендов. Среди них и китайский Chery, и немецкий Mercedes-Benz. Причем если китайская компания повысила цены на ряд кроссоверов на 1,1−3,1%, то немецкий автоконцерн — на 6−9%.

Не ставь каско в колеса

В начале 2015 года помимо высоких ставок по автокредитам банки серьезно ужесточили требования к заемщикам, в некоторых случаях фактически приостановив кредитование. Сегодня картина совершенно иная. «Основные игроки на рынке автокредитования уже к середине 2015 года начали смягчать требования к заемщикам. На сегодняшний день они уже близки к докризисным», — отмечает директор по развитию автокредитования Локо-банка Андрей Ермаков. Скажем, целый ряд банков предлагает взять машину в кредит только при предъявлении паспорта (экспресс-автокредит).

Кроме того, пару лет назад у банков было жесткое требование при покупке машины в кредит — приобретение полного каско, без каких-либо франшиз. Чтобы не переплачивать, многие граждане использовали следующую схему: заемщик обращался за одобрением потребительского кредита к своему зарплатному банку и одновременно брал машину в автокредит. Получив скидку от дилера, через месяц автокредит закрывал за счет потребительского кредита. Получалось и выгоднее, и без хлопот. На следующий год при желании можно было оформить каско с франшизой, что выходило гораздо дешевле. «Сейчас данный механизм невыгоден, особенно тем клиентам, которые оформляют кредиты по Госпрограмме льготного автокредитования, где ставки начинаются от 7,33%. Таких предложений потребкредитования не найти», — уверен заместитель начальника управления продуктовой политики департамента автокредитования Русфинанс-банка Алексей Бессонов.

Соглашается с этим и Александр Ахломов: «Возможно, раньше такая схема была популярна, но в настоящее время она становится невыгодной по нескольким причинам. Прежде всего, банки, аффилированные с автопроизводителями, предлагают множество кредитных программ по ставкам ниже ключевой ставки ЦБ. Также заемщикам по-прежнему доступна программа господдержки, которая позволяет получить автокредит по сниженной ставке. Кредиты наличными выдаются под более высокие ставки (в марте 2016 года средняя ставка была 23,7%), и требования к заемщику будут более строгими из-за большей рискованности беззалогового кредита».

С этим рассуждением можно было бы поспорить, поскольку цена каско способна добавить 10%, а то и 20% годовых к стоимости кредита. Однако банки уже начали выдавать автокредиты без обязательного требования по каско. (В Юникредит-банке, где доступны такие программы, тактично напомнили, что банки по закону обязаны предоставлять клиенту выбор — страховать по каско или не страховать.)

Оформить кредит без каско можно и по госпрограмме — к примеру, такое предложение есть у Меткомбанка. И, как рассказал его зампред правления Алексей Казак, условия кредитования без обязательного оформления полиса каско доступны практически во всех программах кредитования банка. «Процентная ставка по автокредиту без обязательного оформления полиса каско более высокая, но в ряде случаев из-за величины тарифов страховых компаний заемщику выгоднее выбрать именно эту программу», — говорит Казак. Похожая ситуация и в Юникредит-банке, и в ВТБ24. А в Русфинанс-банке можно оформить автокредит без каско на подержанный автомобиль.

По большому счету сейчас автопроизводители и выживают за счет всевозможных акций и спецпредложений, хотя таких щедрых вариантов, как до кризиса, на рынке уже не найдешь. Среди самых свежих примеров — программы Volvo Car Russia для кроссовера Volvo XC60, который теперь доступен в кредит по ставке от 7,5% у партнеров Юникредит-банка и ВТБ24 (при 50-процентном первоначальном взносе). До конца мая специальные условия есть у компании Lexus на покупку четырех моделей, а также скидка в 150−200 тыс. руб. по программе Lexus Trade-in. Интересную фишку придумал «Jaguar Land Rover Россия», предложив воспользоваться программой Trade-in и получить скидку до 7% при покупке нового Range Rover Sport владельцам любых марок автомобилей возрастом до семи лет, купленных у официальных дилеров. Из демократичных по цене марок до конца мая действует программа компании Hyundai: при покупке Hyundai Solaris обещают выгоду до 200 тыс. руб. и кредит от 6 тыс. руб. в месяц. Но, судя по всему, автолюбителей больше интересуют акции Lada Finance, благодаря которым в апреле АвтоВАЗ впервые за два года показал рост продаж на 7,8% (по сравнению с тем же периодом 2015 года).

В последнее время отчетливо проявился и новый тренд, рассчитанный на привлечение покупателей. По словам Романа Скольского, сейчас многие производители стали предлагать дополнительные пакеты опций для автомобилей сегмента В, которые раньше были доступны только для машин более высоких классов: навигационная система, подогрев лобового стекла, подогрев руля, отделка салона более качественными материалами, использование диодов в фарах и стоп-сигналах и так далее. На прошлой неделе агентство «Автостат» уже сообщило, что рыночная доля транспортных средств с автоматической коробкой передач в России превысила 50%. По данным издания «Авторевю», компания Volkswagen планирует этой осенью начать продажи в России яркого представителя класса B — новой модификации Polo GT с турбомотором.

15 июня 2016 года

Меткомбанк запускает новую кредитную программу на покупку новых автомобилей Subaru Forester, Outback, XV, реализуемой в сотрудничестве с компанией «Субару Мотор». Программа предусматривает сниженные процентные ставки от 11,4% годовых, минимальный размер первоначального взноса от 30% и срок кредита до 3 лет. Максимальная сумма до 4,9 млн рублей, сообщает пресс-служба Меткомбанка. Рассмотрение заявки возможно при предоставлении всего лишь одного документа — паспорта гражданина РФ в течение 1 часа.

«Наше партнерство с „Меткомбанк“ позволит оформить покупку автомобиля Subaru быстро и по сниженной процентной ставке», — отмечает генеральный директор «Субару Мотор» Кисимото Есики.

Как ранее сообщал «АВТОСТАТ», по итогам пяти месяцев 2016 года российские дилеры Subaru реализовали 2160 автомобилей — на 30% меньше, чем годом ранее.

17 июня 2016 года

Меткомбанк в сотрудничестве с компанией «Лифан Моторс Рус» возобновил оформление автокредитов на покупку автомобилей Lifan по специальной льготной программе «Lifan Direct». Программа предусматривает сниженные процентные ставки от 7,34% годовых, минимальный размер первоначального взноса от 15% и срок кредита до 4 лет. Заявка может быть рассмотрена всего в течение часа при предоставлении одного документа — паспорта гражданина РФ, сообщает пресс-служба Меткомбанка.

Как отмечает заместитель председателя правления «Меткомбанка» Алексей Казак, главными преимуществами автокредита «Lifan Direct» являются сниженные процентные ставки и оформление по технологии «Экспресс».

Как ранее сообщал «АВТОСТАТ», по итогам пяти месяцев 2016 года российские дилеры Lifan реализовали 6255 автомобилей, что на 65% больше по сравнению с прошлым годом. Это лучший результат для марки за все время ее присутствия в России.

28 сентября 2016 года
http://www.cnews.ru/news/line/2016−09−28_metkombank_vnedril_novuyu_versiyu_skoringa_byuro

Меткомбанк внедрил индустриальный скоринг «Национального бюро кредитных историй» (НБКИ) в собственную систему принятия решений о выдаче кредитов. Математическая модель скоринга бюро НБКИ разработана компанией FICO, специализирующейся в области предиктивной аналитики. Использование скоринга НБКИ в принятии кредитных решений позволит банку защитить себя от недобросовестных заемщиков, оптимизировать розничное кредитование и обслуживание ответственных заемщиков, сообщили CNews в НБКИ.

«Результаты ретро тестирования индустриального скоринга бюро НБКИ показали высокую эффективность по сегментации заемщиков на всех этапах кредитного процесса, — заявил начальник Управления контроля рисков розничного кредитования Меткомбанка Виталий Костюкевич. — Например, на этапе рассмотрения кредитных заявок мы фиксируем возможность повышения на 3% числа одобрений для клиентов с низким уровнем риска при одновременном сохранении уровня выявления заемщиков с неприемлемо высоким риском. Одновременно отмечаем простоту интеграции и использования скоринга бюро, что положительно сказывается на всей экономике кредитного процесса. Ранее банк использовал скоринг FICO 2.0. Но результаты тестирования FICO 3.0 превзошли наши ожидания. Мы видим, что FICO 3.0 отлично подходит для оценки рисков в сегменте. Таким образом, нововведения, по нашим ожиданиям, приведут к повышению скорости и качества обслуживания наших ответственных и добросовестных клиентов».

«В связи со сменой модели в розничном кредитовании, состоящей в переходе кредиторов от высокого «аппетита к риску” к его существенному снижению, меняется и поведение российских заемщиков, — отметил генеральный директор НБКИ Александр Викулин. — Индустриальная модель скоринга бюро НБКИ, построенная на историческом наборе данных НБКИ, фиксирует эти изменения и позволяет кредиторам оптимизировать оценку рисков для достижения устойчивого и прибыльного роста портфеля».

«Модель FICO 3 включает в себя прогнозные характеристики, основанные на оценке сотен типов данных из десятков миллионов кредитных счетов, предоставленных НБКИ, — рассказала Елена Конева, директор по скорингам FICO. — Также стоит отметить, что в FICO 3.0 были включены факторы, которые отражают новые закономерности, выявленные в кредитном поведении российских заемщиков. Более того, в целях повышения долгосрочной устойчивости модели мы использовали не один, а множество исторических срезов данных».